Instagram -->

понедельник, 13 февраля 2012 г.

9. Уборка. Основы

Уборка - не самое приятное занятие. Тем не менее, кто-то должен ей заниматься.
Если убираться раз в неделю в строго определенный день, то естественно, что уборка будет казаться чем-то невыносимо тяжелым. Если вы не хотите половину своего законного выходного дня тратить на уборку, то нужно убираться каждый день хотя бы по чуть-чуть. Имейте в виду, что даже ели вы наймете профессиональную клининговую службу, все равно что-нибудь где-нибудь да испачкается в промежутке между ее визитами.




Начните со следующего списка дел, который надо выполнять ежедневно:
•    Заправьте все кровати
•    Вынесите мусорное ведро
•    Соберите грязное белье и поставьте его стираться
•    Протрите раковину в ванной
•    Подметите пол на кухне и в коридоре
•    Протрите кухонные стол и столешницы
•    Если вы не моете посуду сразу после еды, помойте накопившуюся посуду в раковине или, если вы - счастливый обладатель посудомоечной машины – загрузите ее
•    Снимите высохшее постиранное белье и аккуратно сложите его
•    Соберите и положите на место разбросанные по дому вещи

Поставьте себе задачу убирать постель за 60 секунд, пока чистите зубы, второй рукой можно протереть зеркало в ванной, протрите раковину в ванной перед уходом или перед тем, как лечь спать, подметите крошки с пола и протрите кухонный стол сразу после еды; пока разговариваете по телефону можно второй рукой собрать раскиданные вещи или протереть пыль и т.п.

Как за минуту подготовиться к нежданному визиту гостей?
•    Протрите стол и столешницы на кухне, протрите варочную панель на плите.
•    Быстро почистите унитаз ершиком и спустите воду
•    Возьмите бумажную салфетку и средство для мытья окон – протрите все зеркала в доме, сиденье и крышку унитаза.
•    Повесьте чистое полотенце на кухне и в ванной
•    Сложите разбросанную одежду в стиральную машину, а корзину с еще не глаженным бельем – в шкаф
•    Закройте двери в спальню и прочие комнаты, которые вашим гостям лучше не видеть
•    Зажгите ароматическую свечку или распылите освежитель воздуха
•    Приглушите свет

Еженедельная уборка

Если каждый день понемногу убираться, то это поможет содержать ваш дом в чистоте. Но этого недостаточно. Нужно решить, с какой частотой и промежутком вы будете выполнять такие обязанности, требующие тщательности и времени, как мытье полов или холодильника. В большинстве квартир и домов достаточно раз в неделю проводить генеральную уборку. Однако это тоже зависит от многих параметров, например, от того, сколько членов семьи проживают вместе с вами. Если у вас есть маленькие дети или домашнее животное, то нужно мыть полы и пылесосить чаще, чем раз в неделю. Если вы живете одни, то вполне может хватить и еженедельной уборки.

Существуют три способа еженедельной уборки. Какой из них выбрать – решать вам.

Способ 1: Все и сразу

Это самый традиционный подход к уборке. Он идеально подходит тем, у кого как минимум 2 выходных дня в неделю и кто наслаждается процессом уборки всего дома или квартиры сразу от А до Я.  При таком способе все комнаты в доме моются сразу и один раз в неделю. Вот основные этапы уборки, согласно этому методу:

Ванная и туалет
•    Помойте туалет
•    Помойте раковину и ванну
•    Продезинфицируйте унитаз, раковину и ванну, а также все поверхности общего пользования (смесители, кнопку смыва)
•    Помойте краны и душ
•    Помойте плитку на стене
•    Протрите зеркало
•    Подметите или пропылесосьте пол (и ковер если он есть), а затем помойте его
•    Повесьте чистые полотенца

Кухня
•    Помойте раковину и залейте водосток специальной «пробивающей» жидкостью
•    Помойте варочную панель
•    Помойте духовку или холодильник (чередуйте каждую неделю)
•    Помойте столешницы
•    Почистите микроволновку
•    Подметите и помойте пол
•    Помойте дверцы шкафчиков
•    Поменяйте кухонные полотенца
•    Помойте кухонный фартук сзади плиты
•    Помойте мусорное ведро

Спальни
•    Поменяйте постельное белье
•    Приведите в порядок гардероб
•    Помойте пол
•    Протрите пыль
•    Пропылесосьте ковер

Прочие комнаты
•    Пропылесосьте пол и помойте его
•    Протрите пыль
•    Помойте мебель и отполируйте ее
•    Переберите все бумаги и выбросьте все ненужные
•    Соберите разбросанные или не стоящие на своих местах вещи
•    Протрите стеклянные поверхности



Способ 2: 30 минут в день
Этот вариант идеально подходит тем, у кого не получается делать генеральную уборку строго в один день. Он заключается в том, что вы тратите на уборку какой-то одной комнаты не более 30 минут в день. Вот пример графика уборки при таком методе:

•    День 1 Кухня
•    День 2 Ванная/туалет
•    День 3 Гостиная/столовая/единственная комната (если вы живете в однушке, как я)
•    День 4 Спальня (и) (сюда же относятся детские комнаты)
•    День 5 Прихожая, коридор
•    День 6 Кабинет ( если вам повезло, и он у вас есть) или балкон
•    День 7 Отдых

В качестве альтернативы, можно разделить уборку не по помещениям, а по характеру обязанности:

•    День 1 Помойте все зеркала, стеклянные поверхности и окна (если необходимо)
•    День 2 Помойте раковину, унитаз и ванную
•    День 3 Помойте столешницы на кухне, стол, раковину, микроволновку, холодильник или духовку
•    День 4 День стирки. Поменяйте постельное белье и полотенца
•    День 5 Протрите везде пыль и отполируйте мебель
•    День 6 Пропылесосьте, подметите и помойте полы
•    День 7 Отдых

Удобство именно такого списка в том, что вам нужно в определенный день доставать нужные моющие средства, а не постоянно таскать за собой ведро со всеми чистящими средствами.

Способ 3: Одна задача в день
Составьте список со всеми обязанностями по уборке и повесьте его куда-нибудь. Каждый день подходите к нему и выбирайте по настроению то, чем хотите сегодня заняться. Этот способ хорош для тех, кто не любит рутины и обременять себя какими-то четкими рамками и распорядками. Однако, успеха с этим методом можно добиться только в том случае, если добросовестно выполнять каждое задание хотя бы раз в 2 недели. Отмечайте, что вы уже сделали на этой неделе, поставив число напротив обязанности в списке.

Мегасерьезная уборка.

У нас в России имеет смысл проводить ее два раза в год: после зимы и после лета.
Опять таки, можно пойти по принципу «все и сразу» или разбить эту уборку по месяцам, убирая каждый месяц какую-то одну комнату.  Например, в спальне вы можете помыть стены, отдать в химчистку покрывала, ковры, шторы, помыть как следует всю мебель, окна, разобраться в шкафах и ящиках, перебрать вещи, убрать зимнюю одежду и повесить весенне-летнюю.
Если каждую неделю уделять особое внимание какой-то одной комнате, то можно существенно сократить время этой мега-уборки.
Раз в месяц или по мере необходимости протирайте воздуховоды, антресоли шкафов, полок и холодильника.


Тяжело настроиться на уборку?
Постарайтесь сделать это процесс хоть немножко приятным. Поставьте любимую музыку, включите интересный фильм. Или пообещайте себе какую-нибудь «награду» после уборки, например горячую ванну с пеной, просмотр любимого сериала или шоколадку.
Как только вы начнете убираться, постарайтесь следовать следующим советам, которые дают профессиональные «уборщики»:

•    Сначала уберите ненужные вещи или те, что не на своем месте. Соберите бумаги, разбросанные вещи со всех горизонтальных поверхностей – полов, столов, диванов, кроватей. Это значительно упростит уборку.
•    Протирайте пыль и мойте сверху вниз. То есть, если вы протираете пыль в книжном шкафу – начните с верхней полки, постепенно подбираясь к самой нижней. Пускай вся пыль осядет на полу. Потом можно смело пылесосить его или мыть.
•    Позвольте чистящим средствам выполнять свою работу. Если в инструкции к нему написано: «Нанести на поверхность и оставить на 5 минут», не торопитесь никуда, нанесите и оставьте. Пока средство активно действует на поверхность, можно взять коврик и пойти на балкон вытряхнуть его или протереть зеркала.
•    Не отвлекайтесь. Если позвонит телефон, ничего, можно оставить голосовое сообщение.
•    Следуйте плану. Убирайтесь по часовой стрелке, чтобы быть уверенной, что не пропустили какой-либо уголок.
•    Не забывайте про передышки. Пускай сначала высохнет пол, а потом уже можно и продолжить.
•    Не превращайте уборку в работу. Берегите себя и экономьте время. Лучше проведите оставшееся время с семьей, чем с тряпкой. Некоторые вещи можно вполне не гладить после стирки. Не обязательно мыть весь шкаф, достаточно промыть места, где видны отпечатки жирных пальцев или грязь.
•    Начинайте с более «легких» средств. Если перед вами стоит задача вывести пятно, сначала попробуйте смыть его обыкновенной водой с мылом, если это не помогает, попробуйте что-нибудь посильнее, например средство для мытья посуды или средство для мытья всех поверхностей. Только после использования всех этих средств можно задействовать тяжелую артиллерию.
•    Сразу же смывайте загрязнения и пятна. Намного проще сразу же протереть мокрый круг, оставшийся от стакана или чашки, чем оттирать его, когда он уже засохнет.
•    Заранее упрощайте себе жизнь. Покупайте одежду, которую будет проще гладить, а еще лучше ту, которую вообще ненужно гладить. Перед покупкой мебели и бытовой техники проверьте, легко ли на ней остаются следы от пальцев и т.п.

Чтобы меньше убираться, можно заранее позаботиться о том, чтобы уменьшить потенциальные источники грязи
•    Покупайте хорошие и широкие половики, которые как следует впитывают и собирают грязь с улицы. Регулярно чистите их.
•    Не разрешайте домашним ходить в уличной обуви дома. Тем не менее, босиком тоже лучше не ходить, так как ноги оставляют маслянистые следы на полу.
•    Запретите проносить еду, которая может крошиться в другие комнаты
•    В детской лучше поклеить обои, с которых легко смываются следы от карандашей и восковых мелков
•    Используйте жидкое или глицериновое мыло, чтобы в ванной было меньше мыльных разводов

Аллергия, астма и уборка

У меня муж астматик и оба мы сильные аллергики, поэтому следующие пара абзацев для таких «везунчиков» как мы.
Во-первых, если вы аллергик и астматик, или кто-то из членов вашей семьи страдает от этих недугов – не покупайте ковры. Советские настенные ковры вообще лучше сразу на помойку отнести. Если вы не можете без ковров, оставьте маленькие прикраватные или придиванные половички, которые легко пылесосить и чистить, или замените ковры на искусственные.
Хотя при наличии аллергиков и астматиков дома рекомендуется чаще проводить влажную уборку и пылесосить все, что можно, многие чистящие средства вредны для них. Поэтому старайтесь убираться в отсутствие вашего астматика, а если вы сами страдаете от аллергии или астмы, надевайте маску во время уборки. В этом случае советую вам пользоваться вторым способом еженедельной уборки, описанным выше, т.е. тратить каждый день на уборку не более 30 минут.
Вот несколько простых правил для домов и квартир с аллергиками:
Пыль
•    Нужно чаще, чем в других семьях протирать пыль. Причем делать это влажной тряпкой.
•    Лучше пылесосьте полы перед мытьем.
•    Покрывайте мебель чехлами, которые можно регулярно стирать
•    Используйте пылесосы с хорошим фильтром Заведите беспакетный пылесос. В России распространены «циклоны» и водяные фильтры.
•    Если вы все-таки не можете без ковров, регулярно отдавайте их в химчистку.
•    Если в доме есть домашние животные, не разрешайте им лежать на диванах и кроватях, как минимум раз в неделю мойте вашего питомца с шампунем
•    На окна вешайте занавески и шторы, которые можно стирать, тканевые жалюзи, на которых оседает пыль – не для вас.
•    Всегда стелите на матрас простыню с резинкой, а сверху уже простыню на которой будете спать. Стирайте наматрасник раз в неделю вместе с постельным бельем.
•    Покупайте гипоаллергенные подушки и одеяла.

Следите за влажностью

Сырость в помещении может свидетельствовать о том, что дома завелась плесень, или просто стать благоприятной средой для ее появления.
•    Смойте плесень средством с низкой концентрацией хлора
•    Проверяйте, чтобы в поддоне холодильника не скапливалась влага
•    Отремонтируйте текущие трубы
•    Включайте воздуховод или открывайте окно, когда принимаете душ, готовите или включаете посудомойку.
•    Замените или постирайте шторку в ванной, если на ней появилась плесень.

Пыльца и пух

Пыльца попадает домой на вашей одежде и волосах.
•    Принимайте душ и мойте голову пред сном. Это снизит аллергическую реакцию утром.
•    Количество пыльцы особенно высоко в промежуток  времени с 5 до 10 утра. Лучше не выходите в это время на улицу.


Ищем помощников дома

Согласно исследованиям, женщины с детьми, проводят больше времени за уборкой, чем остальные люди. Поэтому, чем быстрее вы приучите детей к домашним обязанностям, тем лучше. Даже если из-за этого пострадают ваши «стандарты» чистоты.
Конечно, детям приятнее проводить время за игрой, чем помогать маме убираться. Но чем раньше они начнут помогать вам, тем быстрее они поймут, что такое ответственность, слаженная командная игра и сотрудничество. Ведь придется им когда-то начать и жить самостоятельно. Можно рассматривать помощь ребенка как совместное времяпровождение. В любом случае, чем больше вы будете задействовать детей и мужа в уборке, тем более уважительно и тщательно они будут относиться к порядку и чистоте.

Даже самые маленькие дети могут помогать. Пока вы пылесосите, оденьте малышу на руку носок, чтобы он протер им пыль. Если у вас два или более ребенка – устройте соревнование. У кого носок после уборки будет грязнее – тот и победил. Для этих игр удобно использовать носки без пары.

Вот примерный список обязанностей для детей разного возраста:
•    2-5 лет: могут собирать игрушки и убирать со стола. Дети в этом возрасте очень любят помогать и подражать взрослым.
•    6-8 лет: могут накрыть на стол, вынести мусор, убрать на место чистую одежду, покормить домашнего питомца, вырвать сорняки в саду, протереть пыль, подмести.
•    9-11 лет: могут помыть и вытереть посуду, загрузить стиральную или посудомоечную машину, рассортировать белье для стирки.
•    Подростки: они должны уметь поставить вещи стираться, начать гладить свои вещи, аккуратно, уже как взрослый человек, складывать одежду и выполнять большинство простых домашних обязанностей.

Я знаю многих людей, которые к 25-30 годам так и не умеют делать половины из перечисленных обязанностей. Лучше облегчить жизнь ребенка и его потенциального супруга, научив хотя бы азам уборки и основам самостоятельного ведения хозяйства.

Заранее обговорите с каждым членом семьи, что будет входить в круг его обязанностей по дому. Это поможет избежать сор на пустом месте. Помните, что как дети, так и некоторые взрослые нуждаются в постоянных напоминаниях. Чтобы не «пилить» .мужа и детей, повесьте табличку или календарь с перечнем обязанностей каждого. (рисунок). Так вы избежите отговорок «ты мне не сказала».

Опять-таки, устройте «соревнования». Кто выполнит все обязанности, тот решает, на какой фильм идти в кино в выходные, или выбирает как вся семья проведет выходные. Не забывайте о небольших наградах для тех, кто добросовестно выполняет свои обязанности. Это может быть обычная словесная похвала, или наклейка для маленького ребенка. В любом возрасте важно внимание и ваше одобрение. Не забывайте говорить «спасибо» и хвалить детей и мужа за проделанную работу по дому.

Если ваши домашние часто спорят, что вы несправедливо делите обязанности, устройте лотерею - напишите по обязанности на листочке бумаги и перемешайте их в мешке. Пускай каждый вытянет бумажку. Можно ввести систему балов за проделанную работу. Набрав определенное количество баллов, ребенок получает какой-то приз.

Никогда не убирайте игрушки за ваших детей в их присутствии. Пускай учатся самостоятельно убирать их. Если ребенок игнорирует просьбы, будьте с ним строже – доведите до него мысль, что все, что валяется на полу в конце концов оказывается в мусорном ведре. Еще лучше один раз наглядно продемонстрировать это.

Приучите детей к тому, что нужно доставать только ту игрушку, с которой будешь играть и убирать обратно те, с которыми перестал играть. Установите правило, что на полу должно валяться не больше 3 игрушек и заранее объясните ребенку, что с игрушками можно играть только в детской, а не на кухне или в туалете.
Придумайте всевозможные соревнования по выполнению домашних обязанностей. Например – уборка игрушек на скорость или на перегонки для двух и более детей.

Тем не менее, я  категорически против доплачивания детям за помощь по хозяйству.

Помощь от мужа

В семье где оба супруга работают, несправедливо рассчитывать на то, что кто-то один должен выполнять все домашние обязанности. Попробуйте составить список обязанностей, и покажите его супругу, пускай он выберет те обязанности, которые хочет выполнять. Договоритесь чередовать выполнение обязанностей, которые не нравятся вам обоим. Вы с удивлением можете обнаружить, что ваш супруг может спокойно взяться за ту обязанность, которую вы ненавидите выполнять больше всего. Тем не менее, если вы считаете, что супруг выполняет домашние дела не так, как хотите вы, не критикуйте его, а то все может закончиться тем, что эта обязанность свалится на ваши плечи и надолго подпортить отношения.

Наймите специалистов из клининговой службы.

Эта услуга уже давно перестала быть роскошью, и почти каждая семья со средним доходом может хотя бы раз в пару месяцев воспользоваться ей. Намного проще раз в месяц вызывать специалистов для генеральной уборки, а все остальное время поддерживать чистоту, тратя по 10-15 минут в день.

Это не только экономит ваше время и силы, но и позволяет выполнить ту работу, которую вы физически не можете делать, например из-за бытовой аллергии, или страха высоты при мойке окон.
   
В любом случае, если вы хотите воспользоваться такой услугой, то необходимо определиться с частотой – раз в неделю, раз в пару недель, раз в месяц, раз в три месяца, или раз в полгода.

При выборе таких служб лучше всего, конечно, ориентироваться на рекомендации друзей, знакомых и коллег, потому что впускать домой незнакомых людей – это всегда большой риск. Обсудите то, как будет проходить процесс уборки, какие чистящие средства будут использованы. Перед приходом клининговой службы, разумеется, не нужно убираться. Тем не менее, некоторые вещи лучше спрятать. Уберите  игрушки и все, что валяется не на своих местах. Уберите грязные вещи в корзину для белья, не вешайте новые полотенца и не стелите новое постельное белье. И, главное, спрячьте все ценные вещи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий